Полезно, на мой взгляд, разобраться с понятиями: субъективный и объективный. Многие люди в свете либеральных идей пали жертвой субъективизма и лишились критериев истины. И летят по миру в свободном полете, если не сказать - падении, потеряв понятие добра и зла. Итак, что такое субъективизм и в чем его опасность? Для начала давайте дадим определение ключевым в этом отношении понятиям.
Центральное понятие философии - это истина. Истина - это факт, реально существующий вне зависимости от восприятия индивида. Например, солнце. Оно существует вне зависимости от того, что люди о нем думают, видят его или не видят (например, слепые) и вне зависимости от их качественных оценок (интерпретаций). Иными словами, солнце - это объективная величина, объект. На который, собственно говоря, и направлено внимание субъекта, то есть, воспринимающего его индивида. А вот восприятие объекта индивидом или субъектом будет субъективным. И действительно, каждый воспринимает солнце по особенному, то есть, субъективно. Один, к примеру, любит солнышко. Другой, мучаясь от жары, его проклинает и так далее. Таким образом, субъективный - это относительный, явный только для этого субъекта. На смешивании или на подмене этих понятий строится теория релятивизма (относительности), утверждающая,
что все в мире является относительным. Но относительно только восприятие объекта, факта, а сам объект или факт - объективен.
Приведу пример. Два человека спорят о том, есть ли Бог? Или сколько будет два плюс два?
Один человек говорит, что Бога нет. Это и есть его субъективное мнение. И он действительно думает, что Бога нет и в этом отношении, он честен. Второй говорит - Бог есть. А сам, к примеру, думает, что Бога нет и он просто решил разыграть своего собеседника. Так вот. Второй сказал истину, независимо от его субъективного к ней отношения. Он солгал перед собой, субьективно. Но объективно, он был прав. А первый сказал объективную ложь, хотя честно в нее верил, сказав субъективную правду. То есть, сказал истину тоже независимо от его отношения к ней. Первый сказал, что два плюс два равняется четыре, а второй сказал, что в другой системе измерения два плюс два равняется одному. Первый сказал истину. Второй возможно тоже сказал истину, но в другой системе исчисления. Но если обе системы исчисления истинны, то есть, соответствуют реальности, они не будут друг другу противоречить, но будут друг друга дополнять. И действительно, геометрия Лобачевского не отменяет геометрии Эвклида, но дополняет ее, расширяя границы понимания человека. И теория относительности Эйнштейна не отменяет элементарных физических законов, но дополняет их.
Все сказанное касается и духовных законов.Сказано, к примеру, в законе Моисея, что убийство - это зло, грех, так и оно и останется грехом, даже если придется выбирать из двух зол меньшее - или убить террориста, или позволить ему убить массу невинных граждан. То и другое будет объективным
грехом. Но есть грех больший и меньший. И в ситуации выбора из двух зол, разумнее, конечно, выбирать меньшее зло. И человек субъективно будет более правым, убив террориста, чем позволив ему убить неповинных.
Человек должен пройти через опыт субъективизма. Без него человек легко впадает в догматизм (зацикленность на определенных понятиях) и теряет способность живо воспринимать действительность, думать, анализировать, рассуждать. Он теряет гибкость мышления. То есть превращается в своего рода зомби. Но субъективизм, не сбалансированный объективизмом, приводит, как мы уже сказали, к релятивизму, к потере нравственных и прочих ориентиров в жизни, что также является злом.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Нужна ли Православию защита... (Часть третья) - Сергей Сгибнев Допускаю, что «исповедания веры» отдельных общин, если таковые имеются, могут в чем-то отличаться от Символа веры Православия. В таком случае вашим пасторам следовало бы взять пример из подвижнического подвига Детей Божьих, которые составляли Вестминстерское исповедание. С 1 июля 1643 г. По 22 февраля 1649 г. Богословы и пастора со всей Европы (всего 151 делегат) провели 1163 полных дня заседаний, чтобы разработать эти положения Христианской веры. В то время не было такого замечательного инструмента общения, как Интернет. Сегодня он есть. Так обратитесь же к священникам своего прихода, в их краевую или областную Епархию, в РПЦ, наконец. И учитесь вести цивилизованные дискуссии, а не вываливать оскорбления на страницах форумов и сайтов.
Мир дому вашему.